.
.
X V I I I.

     Верховное руководство вселенной, по воззрениям Талмуда, находится исключительно лишь в руке Божией. Как Он единственный создатель и верховный судья точно также Он один лишь определяет судьбы Мира. «Каждый народ», говорит Талмуд, «имеет своего ангела-хранителя, своего гороскопа, свою планету и свою звезду. Один только Израиль не имеет звезды. Израиль поднимает свои взоры лишь к Нему одному. Нет посредника между теми, которые называются Его детьми, и их Отцом на небесах». Эта картина, изображающая Израиль дитятей, вообще очень любима и встречается в разных вариациях. К самым прекрасным вариациям принадлежит гагадистический ответ на вопрос - почему все те различные места, где евреи останавливались и отдыхали во время своего странствования по пустыне, обозначены в Библии с такою точностью 
и обстоятельностью? Почему эти немногие священные страницы наполнялись подобными темными названиями? Представьте себе - гласит гомилетический ответь на этот вопрос наивной народной критики - представьте себе отца, который со своим единственным сыном предпринимает путешествие по морям, степям и другим опасным местам. И вот отец, когда возвращается, рассказывает, как на той станции у него сильно заболело дитя, как он в другом месте отстоял его от дикого зверя, подвергая опасности свою собственную жизнь, как оно здесь чуть не умерло от жажды, а там ему впервые показались родные вершины и душа его потряслась от радости, и припоминает всякую, даже самую незначительную, местность и записывает ее на 
память своему дитяти. - Что касается посредничества, то Талмуд иерусалимский, писанный под    влиянием римских обычаев и нравов, содержит в себе следующую параболу:
     «Кто-то имел благодетеля, «патрона». Когда с ним случалось какое-нибудь несчастье, то он не   отправлялся прямо к своему патрону, а оставался у двери его дома. Он не спрашивал прямо своего защитника, а обращался всегда к любимому рабу или сыну его, и те уже докладывали патрону, что  такой-то и такой-то стоит у дверей, может ли он войти или нет? - Не так Святой, да вознесется слава Его. Когда человека постигнет несчастье, то он пусть взывает не к Михаилу и не к Гавриилу, а ко Мне, и я тотчас же внемлю его просьбе, как сказано: «Кто всегда будет обращаться к Господу, тот спасен будет».
     Цель и назначение творенья-человек, который, поэтому, и сотворен был последним, «когда все уже было приготовлено к его приему». Когда он достигает совершенства добродетели, тогда он «стоит выше самих ангелов». Далее талмудические ученые следующим образом объясняют сотворение человека в шестой день: В первый день, говорят они, Господь, как сказано в Писании, сотворил небо и землю. Во второй день Он сотворил свод небесный. В третий Он сотворил на земле траву, семена и деревья. В четвертый Он снова на небе, сотворил солнце, луну и звёзды. В пятый - на земле - все живое, имеющее дыхание и наполняющее воздух, воды и сушу. Но в шестой день, Господь сотворил человека - не всего из земли и не всего из неба - но из обоих вместе: гармоническая связь между небом и землею... Один он - человек - сотворен был позже всех, и даже комар древнее происхождением и родом, чем человек. Затем он один только был сотворен в тот день. «Это доказывает тебе, что жизнь всякого единичного человека стоит целого мира» и что всякий индивид имеет право сказать «Мир сотворен ради меня», т. е., что абсолютное равенство всех людей начертано на первой же странице Св. Писания, и далее, что никто не может сказать ближнему: «Мой отец был выше твоего отца ».
     Долг всеобщей любви к человечеству - без всякого решительно различия - постоянно, поэтому, соединяется с выражением Св. Писания «человек». «Не израильтянин, не левит, не священник, говорит Св. Писание, а человек». В споре о том, какой самый важный стих Св. Писания, один талмудический ученый указывает на слова: «Люби ближнего, как самого себя», а другой самым важным местом считает слова: «И вот человеческие племена» - не о той или другой нации говорится, не о том или другом классе, а только о человеке,

только людьми они должны называться. Ведь и откровение Израилю происходило же не в ночной темноте и тишине, не на родине одного какого-либо народа, а в пустыне, на пути, открытом для всех народов, при дневном свете, при громе и молнии, гласно, громко, свободно - и для всех людей. Однако - характеристически прибавляет Талмуд - избранным местом был Синай, одна из самых мелких и незначительных гор, а дух Божий всегда лишь нисходит на тех, кто скромен и смирен сердцем. Далее талмудические ученые, желая внушить истинную любовь ко всем созданиям, говорят: Идти путями Господа - значить подражать Его делам: как Он, на первой же странице книги Моисея, является одевающим нагих (первая человеческая чета), а на последней - хоронящим мертвых (смерть Моисея), так должны поступать и люди.
     Вместо всяких заключений, приведем здесь следующее, во всех отношениях характеристическое, предание Гагады: Когда египтяне потонули в том же самом Чермном море, чрез которое израильтяне прошли целы и невредимы, ангелы хотели петь победный гимн. Но Господь рассердился на них за это и сказал: «Мои дети погибли в морской глубине, а вы хотите петь победные гимны?...»
     Воззрениям о радикальном равенстве всех людей, если они только подчиняются известным      необходимым условиям человеческой культуры, (так называемым семи основным законам сыновей Ноя), совершенно соответствует и отвращение Талмуда ко всякого рода прозелитизму. Кто постоянно воздерживается от идолопоклонства, тот, говорит Талмуд, уже поэтому одному, ipso facto, считается евреем, и пускай он во всем прочем остается верным своему дому и своему родству. Как бы ни толковали известное изречение Нового Завета «об обнимании суши и моря из-за прозелита», все же неопровержимым фактом остается то, что Талмудом вменяется в обязанность ставить всевозможные затруднения с целью навеять страх на желающего принять иудейство, уж не говоря о тех, которые желают перейти в иудейство посредством крещения (а крещение это чисто еврейского происхождения) из боязни или расчета, или из любви к мужчине или женщине - таким лицам отказывают без всяких объяснений.
     Почти всякие пределы переходит любовь к «детям». Где Св. Писание говорить о «цветных садах и ручейках», там эти слова относят к детям и их школам. Они, «помазанные Бога», точно также, как учителя их называются, то «звездами», то «пророками». Когда Господь хотел дать свой закон, Он спросил еврейской народ, какую гарантию он даст ему, что закон этот будет свято охраняем. Евреи указали на праотца Авраама. «Он согрешил». Они указали на Исаака, Иакова, - самого Моисея. «Они все согрешили». Тогда они воскликнули: «Пусть же дети наши будут за нас порукою!» И Господь согласился на это, как сказано: «На лепете грудных младенцев основал Он царство свое».Не менее строго, однако, вменяется Пятикнижием уважение и почтение к «сединам». Не одни только  новые скрижали закона, но и те, которые Моисей разбил и которые, вследствие этого, уже сделались лишними, свято сохранялись в кивоте завета. 

<...........................................>

_____________________________________________________________________________________________
п