.
.
X I X.
По воззрениям Талмуда,
чудеса - как все движения нашего тела у Лейбница - считаются возможными
лишь при известного рода «предопределенной гармонии», т. е. ход творения
ими
не был нарушен и они существовали с самого начала.
Они «сотворены» были после всех предметов, в вечерние сумерки шестого дня.
К этим чудесам причисляется также - весьма интересное сообщение для наших
палеографов- и искусство письма, открытие, действительно граничащее с чудесным.
Творение, с этими, так называемыми исключениями раз установленное уже не
могло подвергаться изменениям. Следующая изречения: «Что было, то было»,
- «чудо,
случившееся с Эсфирью было последним чудом» (Эсфирь,
поэтому, в применении к известному
псалму, и называют «ланью зари», потому что с
нею настал день), - «выздоровление больного есть большее чудо, чем уцеление
лиц, находившихся в огненной печи», - «с кем случается чудо, тот
иногда, вовсе этого и не замечает», - «охранение от греха должно
считать чудом», - «не подвергайся опасности, ибо не всякой день случаются
чудеса» - все эти изречения достаточно характеризируют, в этом отношении,
талмудические воззрения. Законы природы продолжают действовать с неизменимой
силой, сколько бы зла от этого ни происходило. «Эти нечестивцы
не только оскверняют мои монеты» - говорить Гагада,
относительно увеличения нечестивцев
и их сообщников, имеющих лик Божий - «но они
принуждают меня еще на фальшивые монеты налагать мою собственную печать».
Учение о душе во многом
напоминает воззрение греческих школ. В особенности, идея Платона о независимости
и самостоятельности души (как чего-нибудь мыслящего), в противоположность
телу, сильно отражается в Талмуде, и ему недостает только воззрения, что
есть еще какой-то «третий», который проходит чрез всю систему Платона.
Душа, сама по себе, существует с самого начала, и все души, которые когда
либо соединятся с телами, все они сотворены уже раз навсегда - в первый
момент творения - и находятся под крепкой охраной у престола Божия. Как
творениям самых высших сфер - им все известно, пред ними ничто не сокрыто;
но в тот час, когда они переходят в человеческое тело, ангел дотрагивается
к устам рождающегося дитяти, которое забывает все что было.
Сравнение между Богом
и душой имеет почти пантеистический характер. «Подобно тому, как Господь
наполняет всю вселенную, говорит Гагада, так и душа наполняет все тело;
подобно тому, как Господь видит, но сам невидим, так и душа видит, но сама
невидима; как Господь питает
всю вселенную, так и душа питает все тело; как
Господь чист, так и душа чиста». Эта святость
и чистота особенно ярко рисуется в противоположность
теории о первородном грехе, которая решительно отвергается. «Не бывает
смерти, если нет греха у самой личности; не бывает печали, без преступления
самой личности. Тот самый дух, который обнаруживается в словах Св. Писания:
«И не должны умереть родители за своих детей, а дети за своих родителей»,
повелевает также, чтобы «никто не был наказан за преступления другого».
При обсуждении преступления,
главным образом, принимается на вид animus, равно как и желание совершить
преступление считается более преступным, чем самое деяние. - Душа - дочь
Бога, и потому ей «всегда тесно на земле», как говорится в Писании. Она
вечно стремится в высшие сферы и горюет о своем изгнании на землю. Она
сообщает Богу о добродетелях и проступках людей и ее, равно как и ее покрывало
(тело), ждет награда и наказание. Быть благочестивым и вести добродетельную
жизнь - это зависит исключительно от самого человека. «Все в руце Божией,
кроме богобоязни». Но «один час покаяния лучше всего будущего мира». Всякому
человеческому существу предоставляется, в этом отношении, полная свобода,
хотя помощь Божия необходима и для достижения этой цели.
Имя Бога не произносимо;
однако есть многое эпитеты, которые указывают на его качества; таковы,
например: «милосердый» (рахман) - «аллах, милосердый, рахман», как называет
его Магомет - «святой», «пространство», «небеса», «Господь», «слово», «сила»,
«имя», «Отче наш на небесах», «Всемогущий» «Шехина» или «Святое присутствие».
Догмат воскресения и
бессмертия, на который неясно намекают некоторый места Ветхого Завета,
развивается Талмудом, который ссылается на библейские изречения и основывает
его на них. Отношение между нынешним миром и будущим изображается в разных
сравнениях. Мир земной есть «проздор (преддверие) будущего мира: «Приготовься
в передней, дабы ты мог войти в самый дворец», или: «Нынешний мир - это
станция на пути; будущий же - это настоящий дом твой». Праведные изображаются
вечно совершенствующимися и развивающими свои высшие способности даже в
будущем мире; «для праведных нет покоя, ни в том, ни в будущем мире; они,
как говорит Писание, идут постоянно «от войска к войску», - т. е. от стремления
к стремлению - «они увидят Бога в Сионе». Каким образом все их действия
и время, в которое они были совершаемы, равно как и ужасы могилы, открываются
взору возвратившейся на небо души, как они под землею возвратятся в Иерусалим
в день, когда раздается великая труба - обо всем этом мы не будем здесь
распространяться. Эти полуметафизические, полумистические соображения совершенно
в духе древних более поэтических отцов церквей, а в новейшее время, - в
духе Буньянов, Мильтонов и Клопштоков. Разница только в том, что могучая
фантазия и выразительность языка выгодно отличают талмудические изображения
от многословия позднейших писателей. Воскресение, при помощи мистической
силы «жизненной росы», совершится в Иерусалиме - на Масличной горе.
Талмуд не знает вечного
проклятия. Даже для самых тяжких грешников существует лишь временное, проходящее
наказание. «Из рода в род» будет продолжаться осуждение идолопоклонников,
отступников и изменников. Однако, между небом и адом всего только пространства
«в два пальца»; грешник должен только истинно покаяться - и ворота вечного
блаженства откроются пред ним. Ни одно человеческое существо не исключается
из будущего мира. Всякий, к какому народу и к какой бы религии он ни принадлежал,
если он только
считается праведным, войдет туда. Наказание нечестивых
подробно не изъяснено, как вообще
все изображения будущего мира отличаются своей
неясностью и темнотою; только относительно рая, идея о невообразимо высоком
обнаруживается на каждом шагу. Слова: «Ни один глаз не видел, ни одно ухо
не слышало» - относят к его невыразимому блаженству. «В загробной жизни
нет ни яств, ни питья; ни любви, ни труда, нет ни зависти, ни ненависти
и споров. Праведные сидят с коронами на голове и освещаются блеском величия
Божия». - Сущность пророчества дает повод к разным рассуждениям в Талмуде.
Одно авторитетное изречение говорит, что божественный дух может овладевать
лишь человеком мощным, мудрым, богатым и смиренным. Мощь и богатство объясняются
в Мишне следующим образом: «Кто мощен? Тот, который одолевает свои страсти.
Кто богат? Тот, который довольствуется своим уделом?» Есть разные ступени
между пророками. Моисей видел все с полной ясностью, все другие пророки
- как бы
сквозь темное стекло (speculare) (а не «зеркало»,
как думает Лютер). Или: все пророки видели как
бы чрез покрывало (velum), один только Моисей
видел все «лицем к лицу» - с полной ясностью.
Езекииль и Исаия говорят одно и тоже; однако
Езекииль говорит как житель деревни, Исаия - как
житель города. Словам пророка нужно подчиняться
во всем, кроме разве, когда он будет склонять к идолопоклонству, и если
бы он в доказательство, что он послан Богом, «приостановил даже движение
солнца». Талмуд решительно отвергает, что Илия и Моисей действительно взошли
«на небо»; точно также, что Божество когда либо удалилось от неба на расстояние
более «десяти пядей».
Выражение: «святой дух»
постоянно употребляется в Талмуде, равно как и выражение «царствие небесное».
В чем талмудическое понятие этих выражений отличается от позднейшего, более
конкретного христианского понятия - самым ясным образом можно видеть из
следующих мест Талмуда: «Десятью именами обозначен в Писании «святой дух»,
именно: - парабола, сравнение, загадка, речь, язык, отражение, веление,
видение, пророчество, представление» - т. е. вдохновенное слово. Или (и
это по-видимому единственный остаток эссейской литературы) ступени человеческого
совершенства представляются начинающимися вместе с «законом».
Закон, от постепенного возвышения по ступеням
физической и моральной чистоты, ведет к благочестию, от благочестия к смирению,
от смирения к боязни греха, от последней к святости,
а от святости уже к самому «святому духу». Этот
последний ведет к воскресению. Весьма характерно для талмудических учителей
различие мнений, обнаружившееся по поводу упомянутого места Талмуда. Выше
даже самих последних ступеней стоит благочестие сердца -
так гласит одно воззрение, между тем как другое,
ссылаясь на Св. Писание, доказывает, что смирение стоит выше даже этого
последнего и самого «святого духа».
<...........................................>
_____________________________________________________________________________________________
|