.
"НАШИ КОРНИ" КНИГА I / ЧАСТЬ I I
_________________________

Гл.I. ОРИЕНТАЦИЯ. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ ПО ДАННЫМ ИВРИТА

                                                                               "И стал свет!" ("Берешит" 1:3)
...........................................................................................""

         Настоящая работа является попыткой осмысления системы первичных корней иврита 
в аспекте ориентации. Безусловно, древний язык  давал в распоряжение человека 
выработанный его народом опыт жизни. Таким образом данные языка иврит станут 
объектом рассмотрения историографии, изучающей глобальные гуманитарные проблемы.
         Древние культуры закрепили навыки ориентации людей в пространстве и времени. 
Позже настало время сакральной ориентации, построения систем социальной и 
идеологической ориентации. 
         Общеизвестно, что язык сохраняет свои древнейшие состояния в свернутом виде. 
Однако любой язык не лавка древностей.
         Он представляет собой некую саморазвивающуюся систему, подобную росту друзы кристаллов из первичного атома, обладающего энергией распространения, но если 
природный кристалл имеет совершенную, якобы замышленную и законченную форму, 
кристалл языка не знает окончания роста, его исходная форма не проглядывает в его центре, 
хотя все последующие формы, насаженные на предыдущие, возможно выявить с помощью изощренного анализа. Данные иврита для такого исследования воистину бесценны.
         Прежде чем окинуть взглядом и мыслью бесконечное пространство, человек подробно изучил и освоил свое местопребывание - стоянку, пещеру, шалаш, а еще раньше - самого 
себя. И здесь он открыл самое важное: симметрию тела, линейность тел, кругообразность 
корпуса, и это было наглядное пособие по геометрии. Он считал пальцы на руках и ногах, прибавлял, отнимал, делил, умножал, переходил на клубни, овец, рыб и овладел 
математикой в объеме начальной школы. И все эти знания зафиксировались в понятиях - 
словах.
         Благоустроенный мир был отражен в первичном языке как увеличенное тело человека. Понятия: зуб, глаз, глотка, бок, утроба и т.д. были  перенесены  на  природу.  И,  конечно, 
всему начало - голова.
"" - "Во главе", "В начале".
         Начало "Торы" - это начало времен, точка отсчета истории и место распространения 
всего сущего и живого.И все, что изложено в Книге Книг, запечатлено в каждом ее слове. Сердцевина любого слова, суть его значения и семантическое ядро - его корень. Приставки 
и суффиксы лишь упрочняют это значение. От корня прорастает почкованием группа родственных корней. Эта живая структура своей макросхемой дублирует микроразвитие 
в человеческом представлении: верх - низ, право - лево, центр - окружение, начало - 
конец и т.д.
         Итак в гнездах корней отобразились малое и большое пространства, анатомия 
(и физиология) человека, его предпочтения и "отвращения", устройство рода, родня, друзья 
и враги, окружающий ландшафт, движение небесных светил, страны света, ветры, потоки,
горы, пропасти, моря, пустыни…
         В этих языковых построениях размещены земля и небо, камни и песок, животные 
и растения, и люди! 
         Их всех объединяет человеческий разум и чувство.
         Язык - воплощенная мысль, но не плоский силлогизм, а величественный дворец 
ощущений и представлений. По этому плану создавалась вторая природа: дом, храм, стан, 
алтарь, город, государство. По той же схеме кроилась одежда, сплетались украшения, 
стриглась прическа. Мир един в нашей мысли и в нашем слове!
         Все народы выявляют в лексике ориентацию по сторонам света, но лишь иврит 
показывает нам первые кванты полученной и сохраненной навеки объективной информации. Лингвистические наработки подтверждаются ныне всеми видами источников: иконографическими, литературными, археологическими, историческими, этнографическими. Здесь не последнее слово должна сказать антропология, психология, философия, эстетика. 
Даже математика, кибернетика, системология и архитектоника и, вероятно, - каббалистика 
и талмудическое знание. Ориентация отражена в категориях мышления и закрепилась в корнесловах. Это позволит изучить "на корню" архетипы сознания человечества.
         Николай Рерих писал: "Центры Космоса равны центрам человека. Человек имеет в себе 
все проявления Космоса… Он измеряет собою те возможности, которые проявляются в 
Космосе." ("Беспредельность" с.200. 1930).
         Для нас же, изучающих простейшие пракорни иврита, это дошедшие до нас 
древнейшие звуковые знаки, состоящие из единственной согласной с огласующей (на 
письме) добавочной буквой, обозначают один из таких центров человеческого тела:
() - рот,  () - спина \ нутро, 
- рука,  - живое дыхание, 
- носовое отверстие,  - семя человека, 
- глаз,  - влага во рту, 
- дар (новорожденный),  - телесный знак. 
Другие центры обозначаются производными от простейших корней.
         Они обнаруживают изначальную симметрию:

..................                       - вода -........................ - море, собрание вод
......................            - достаточно -......................... - рука
.....................                         - рот -....................... - вкусно
......................                    - слюна -....................... - плевать
.....................                        - дар - ......................... - имеется, есть

         Маркированные -  согласные образуют названия родства и центров рода (или 
социальных частей рода):  - отец, отцы, 
- мать, матери,  - брат, братья 
(также родовой очаг), 
- бог, 
- мы,  - я, 
- человек во гневе,  - костер,  - огонь,  - человек, 
- родовой знак,  - ты, женщина.
         Симметричные образования с  - передают важнейшие глаголы:  - идти, прийти, 
- стоять, возвышаться,  - парить, взлетать,
- ослабеть,  - выходить изнутри, 
- извергать,  - отдельное место для укрытия.
         Так мы наблюдаем образование от важнейших частей тела терминов родства и 
социальной организации, а затем важнейших глаголов, передающих перемещение человека 
в пространстве.
         Теперь пронаблюдаем  возникновение древнейших названий ориентации по 
сторонам  света.  Само название "ориентация" возникло от латинского слова "oriens" - 
восход солнца, росток. Оно сродни слову "hor" - день, свет, греческому "" - светлое 
время, "яркий".
         В иврите этому древнему корню соответствует  - "ор" - свет.
                    "И стал свет… И назвал Господь свет днем."
         Так восход стал и "маркированным" направлением, первообозначенной стороной
света. На севере была важнейшая гора, не затопленная морем потопа - Арарат "" - hap.
         Юг -  - "даром" - метатеза. - спать (полуденный отдых, сон, когда солнце на юге).
         Запад -  - "маарав", 
от  - закат, также метатеза.  (раба) ложиться, спать. Но эти характеристики 
накладываются и корни, производные от  - нетерпимый, изнуренный - 
юг,  - тёмный, слепой - запад.
         Со  странами  света  ассоциированны  животные,  птицы,  деревья, 
чьи названия были произведены от тех же корней:
......... - свет,  - лев,  - сосна,  - целебная трава.
......... - вечер, запад, темнота, 
- ворон (зловещий), 
- ива (тенистая), 
- пустыня (поросшая кустарником).
         Интересно, что название Бога:  ( - элиос) служило базой для образования 
названий растений:  - дерево,  -фисташка, и животных  - баран, овен,  - газель, 
тело, сила,  - олень.

         Обозначение и название сторон света - длительный исторический процесс. В 
культурной истории каждого народа складывалось несколько таких систем. Мы уклоняемся 
от их рассмотрения, ибо это сугубо феноменологический аспект темы "Ориентация". Нас интересуют названия сторон света с точки зрения семантики и этимологии. 
         Юг: 1)  - "даром" - лат. dormi, англ. dream - дрема – полуденный отдых, сон, отдых, 
когда солнце на юге, ср. греч.   - круг, орбита, конец, верх, высшая граница,
- тяжелое,  гибельное  время.
                2)  - "сухость" - пустыня к югу от Кнаана.  - "правый", отсюда  - справа, 
на юге.
         Север:  - быть скрытным, сдержанным.
         Восток:  - от  - сиять, светить,  - передний, древний.
         Запад:  - от  - вечер, закат,  - море - слева от севера,
- от  - кружить, завершение круга.
         Основные особенности стран света:
         Север - белый: 
- белый - Ливан.
         Юг:  - красный, Эдом, Идумея.
         Запад: черный: "Отдели скотину черную" ("Берешит" 30:32) – 
в жертву подземному миру, царству тьмы, заката, запада /«Чёрная земля» – дельта Нила, 
«плен Египетский».
         Восток – золото: "Всю землю Хавила, где золото"(«Берешит»2:11).

         Построим схему ориентации, воплощенную в иврите. Учтем, что движение солнца на 
запад и его закат считались направлением гибельным, запад считался страной мрака, смерти, черноты.
         Отсюда - движение по винтовой лестнице Храма (и в Вавилоне) наверх справа - 
налево, на восток лицом. Итак. Свет, восход, восток - начальная точка отсчета  - свет. 
"И увидел Господь, что свет хорош". Свет = добро.
         Зло -  - это страна ночи, заката - запад.

         Юг - сторона, откуда Солнце с высоты взирает на мир,  - видеть (бог солнца - Ра).
         Север - темный, слепой  - от  - возбужденный, неспящий, находящийся в 
темноте, враждебный ( - враг). Вот эта матрица: 

................Юг..//...Восток
           зрение, видение                 свет, добро

            Запад..//...Север
                 тьма, зло                         слепой, враг

         Итак, перед нами две стороны: светлая  Ю - В
                   темная    З - С

         Обнаружилось, что в духовном, "мысленном" мире движение не "посолонь", а в 
"добром" направлении - против хода светила, не с востока на юг - запад, а ночное, 
невидимое, "подземное", мыслимое движение - с запада через север и юг - на восток: 

         И над этой орбитой иозвышается Тора от земли до неба., а под землей - 
провал, рот, пасть, mundi - лат. - мир\глотка.
         Таким мы видим изображение мира на бронзовой модели печени
из  Этрурии, где была  ориентация по 8 сторонам света, гора и впадина.
         Подобную ориентацию демонстрировали в своих ритуалах древние египтяне.

         Человек, вселенная и время - воплощены в ивритской системе корней.
         "В грядущем да укоренится Яаков." ("Иешиягу" 27:6).
         Модель мира существует в сознании каждого народа, населения каждого самого 
маленького поселка, города, стойбища.
         Она накладывает на суету повседневой жизни рамки и правила ориентации.
         Это прежде всего ориентация вертикальная: высота - низменность - впадина.
         Не менее важна для людей и ориентация по странам света, которая чаще используется 
в повседневной жизни и отражается в духовной жизни общества, в различных "священных" действиях. "Модель мира является вместе с тем программой поведения для личности и коллектива, т. к. она представляет набор операций, служащих для воздействия на мир, 
правила   их использования и мотивировку" (Иванов В.В., Топоров В.Н. "Славянские 
языковые моделирующие семиотические системы (древний период)., М 1965).
         Такая модель воплощается во многих знаках культуры и, главное, - в языке, в словах, понятиях. Это осмысление действительности и есть исходное мировоззрение.
         Семиотика корней - учение о первичных знаках - позволяет видеть организацию мира 
в сознании людей в пространстве, времени и социальном устройстве общества.
         Цель данной работы - с помощью сравнительно-исторического анализа выявить в древнейших корнях иврита основы древней ориентационной системы. Это дает 
возможность обогатить антропологию знанием о первых шагах человечества.
         Мы стремимся осмыслить  данные иврита о пространстве, светилах, рельефе, 
источниках воды, пустынях и горах. Все это нужно было, чтобы правильно расположиться 
и выжить на своей земле. Это стремление выработало систему отношений в народе, 
ориентацию по странам  света,  а  также  ритуалы  и правила общения с Богом. Система
сакральной жизни позволила закрепить и сохранить выработанные знания, умения и н
авыки.
         Письмо с помощью звукового алфавита сохранило эти достижения для нас, Тора дала возможность реализовать их в четких и образных выражениях. Так древняя жизнь 
сохранилась в Книге Книг, а истоки ее - в корнях иврита.
         Свое мировоззрение, т.е. знания о мире, народ создал из наблюдений над космосом, 
которые отражались в устройстве алтарей, святилищ, храмов и священнодействий. По тому 
же образцу устраивались привалы и станы в пути, поселки, города, государства как столицы, дворцы правителей и взаимоотношения с соседями.
         Знание соединилось с традицией, позволившей народу сохраниться и выжить. Мир 
отражал космос и был един в сознании каждого.
         "Космологическая модель служит средством соотнесения всеобщих мировых закономерностей с пространственно-временными характеристиками мироздания" 
("Буддийский взгляд на мир." Спб. 1994, с.148).
         Таким образом язык с помощью оппозиций своих знаков,в данном случае  -  первичных  односоставных  корней делает это мироздание ощутимым, зримым и понятным. "Такая зрительно-наглядная развертка космологии служит в свою очередь системой координат для внутренней организации ритуала, как ведущей формы духовной деятельности и для 
религиозного мышления вообще." (там же).

Освоение пространства, построение образов мира

         Любое новоселье начинается с обзора. Местность и окрестность обследуется и 
маркируется. Стойбище, село, местечко основывают только там, где есть источник воды, 
укрытие от сильного ветра, угодья для скота и яма для отходов.
         Все сакральные и профанные места должны были гармонично и удобно располагаться 
у места обитания. Мир упорядочивался ради человека.

         "Чтобы жить в мире, необходимо его сотворить. Обнаружение или проекция точки 
отсчета - "центра" - равносильно сотворению мира." (М. Элиаде "Священное и 
мирское", с. 23).

         Так человек, подобно Богу, творит красоту и порядок из хаоса и неустройства, он 
налаживает связи всего со всем: земли - неба - преисподней, человека - Бога, друзей - врагов. 
Он создает свою человеческую вселенную, творит мир духовности. Рассмотрим построение схемы образа мира - парцуфа. Вождь рода находил место для стана, где есть влага, вода, 
поток - , и можно было напиться - 
Он находил восток, место восхода  и ставил на ту сторону двери шатров. Справа 
(сверху) был свет  - юг, сзади (снизу) - "дурное место" - 
- закат. С севера стан прикрывала гора , а у ее подножия была пропасть , куда 
бросали отбросы, жертвы подземелью. Сверху Бог орошал стан . В центре под горой - 
город , светлое время - 

Схема мироздания – по данным первичных корней иврита

Приложение. Парцуфим - образы мироздания, лики Бога (по Каббале). 






.................1. Парцуф    -  «» - «светлый» 






................2. Парцуф    -  «» - «Бог, сила» 






.......................3.  Парцуф   -  «»  - «лицо», облик, вид.

4. Парцуф   -  «» - «жертва Богу»


5. Парцуф  - "я молюсь"

6. Схема образа, лика, парцуфа, матрицы 
.

         Изложение схемы построения парцуфа «»  - .

         Стан, поселение, город должно было быть обращенным к Богу - 
Это также "сила", "свет", юг. Напротив - Север. Ночью над миром сверкает 
незаходящая звезда, хотя и слабая по сравнению с другими светилами - Венерой, 
Меркурием, Юпитером. Полярная звезда - Север, солнце в зените, наверху - Юг. 
На востоке солнце поднимается - , на западе западает, заходит, его проглатывает 
чудовище (в египетских мифах - женщина - небо порождала солнце на востоке и 
проглатывала на западе).  - глотать. От северных ветров стан стан закрывала гора 
охваченная сиянием Бога -  - свечение, сияние, "гало", 
- славить Бога. Ненужное, 
вредное, "слабое" сбрасывали в пропасть  - устареть, ослабеть. Для того, 
чтобы подняться к небу, строили башню с лестницей - . Из-под земли приходила 
ночь . Они призывали солнце криком ! (это и сейчас возглас призыва у 
евреев). Так всё  время человек следовал за  Богом - . Священники назывались 
колено .

Ориентация в пространстве

Пояснение схемы парцуфим.

///////
         Мировая гора, абсолютная  высота - 
         Подземный мир, абсолютный низ - 
         В жизни это высокая гора и глубокая впадина
         Линии XX показывают место восхода и заката, Востока и Запада. Они находятся на противополжных концах горизонта и обозначаются точкой утренней и вечерних зорь. Днем южная сторона, где солнце в зените, соединена мысленно с северной стороной, где сверкает Полярная звезда. Эта линия верха перпендикулярна предыдущей горизонтали, но она - в 
другой плоскости. Так в семитских языках представлена трехмерность мира и заложена 
основа для ориентации в пространстве.
         Для Израиля Север обозначен снежным пиком горы Хермон и хребтом Ливана 
(белеющий). С севера зимой налетает снежная буря. Верх Севера обозначен знаком "белый" -
- Ливан - Белый свет. Глубокие ущелья северных нагорий, где обитали духи 
"черные" -  - Черный провал, колдовство. Юг, где пылает солнце, где Красное море, 
где разломы гор красны, где было царство Эдома -  - красный.

Трактовка схемы парцуфа "".

         Человек,  на стоянке и в постоянном поселенье разводит огонь  и приносит 
Богу жертву . Если жертва сгорела полностью, значит она была угодна Богу. Но 
если она тлела, испускала дым -  - это был дурной признак. Это означало, что Бог
  -  отворачивался, оставлял человека. Он оставался без помощи  - пребывать, 
оставаться без ничего. На верху о нем  - забывали, предавали забвению.
         Но упорный человек приносил в храм  - льняные ткани, мрамор, сладкое питье
- лакрица. И ему был послан  - дар Бога. Он был доволен, что у него все 
необходимое  - имеется. Так проходило шесть дней - , соответствуещие творению.
 
 

Аналитика корней и Каббалистика.

         В практике учения Каббалы встречаются ряд понятий и терминов вполне 
приемлемых для основания лингвистико-философской дисциплины - "аналитика корней" - исследование структуры и динамики корневого фонда языка или языков, в частности, 
иврита.
         "Аналитика корней" начинает рассмотрение корней, начиная с односоставных, односогласных, простейших,древнейших, первообразных протокорней:  и ряда 
других. Каббалистика ввела понятие "сфира", "сфирот" - сферы мироздания, отсчет, 
исчисление сотворения и устройства мира. Сфирот - ступени и меры мира. Счет в 
древности вёлся с помощью букв:  и т.д. Это "исчисление" - "сфира" - обращало внимание на "содержание" букв еврейского алфавита. Аналитика корней также интересуется смысловым наполнением каждого звука языка. Назовем смысловой анализ звука - буквы 
"сфира". На основе односогласных корней строится некая архитектоника корневого гнезда - своеобразный срез мира - вид мира, взгляд на мир. В Каббале - "парцуф" - вид некоего построения:  … И наконец тот смысл, который генерируется из первичного корня - придает специфичность каждому построению -  - отец. В 
Каббале есть отдельные названия - "бина" - понимание, осмысление, типа 
и т.д. Это неожиданно совпадает с нашим подходом. Добавим, что кабала рассматривает структуру "древ жизни" -  с его корнями - и здесь еще плотнее 
сомкнется с той трактовкой Торы, иудаизма, еврейского взгляда на мир.

Связь парцуфим

         Если каждый парцуф передает тот или иной  аспект мироздания, те или иные  реалии; 
то объекты, предметы, их признаки, действия и всевозможные обстоятельства как бы 
сопрягаются частью своего смыслового содержания.
         Если внутри матричного построения мы наблюдаем определенные оппозиции,
отношения и связи между противостоящими корнями - понятиями, то более трудно найти смысловые соответствия среди односложных феноменов.
         Сравним : свет - Бог, 
: отец - мать,  -.: я - ты, : пар - огонь, 
: сейчас - быстро и т.д. Перед нами смежные понятия, занимающие в схеме высокий уровень некоего изначального потенциала, в то время как понятия  - гора,  - величие, 
- эхо,  - отзвук,  - яркий свет,  - сила, мощь и др. Показывают некое наиболее 
высокое состояние предмета или качества. Так же: ,., и другие - 
показатели самого низкого уровня.
         Корни с начальным  указывают на некое стремление снизу - вверх:  - расти, 
- дерево,  - дым,  - вставать, подниматься и др.
         Маркировка  свойственна производным глаголам и прилагательным:  - прийти,
- вознестись,  - парить,  - выходить,  - уставать,  - закончить, 
- сотня, увеличение,  - извергать.
         Замечательно, что внутри каждого парцуфа его узловые точки объединены общим 
смыслом, заложенным в центральном пункте данного построения:  - внутри,  - войти 
внутрь,  - находящийся внутри, отец и т.д.
         Группы парцуфим оказываются родственными благодаря "родству" их исходных 
звуков:  - внутри -  - здесь, другие оказываются близкими по исходной сути: 
- огонь -  - очаг,  - свет -  - Бог, иные находятся в общем жизненном ряду:
- отец,  - мать - члены семьи, родня. Иные объединены мировоззрением: - мать,
но и земля, - нос, но и гнев. Проявлением такой симметрии служат   эпитеты:  белый 
царь  -  справедливый  -  белый  свет,  красная земля - красная сторона, Яаков отбирает 
черных овец - Азазелу. Так разум и деятельность людей связывали и поныне связывают 
песчинку и космос, каплю и океан, растение и страны света, человека и его род, евреев 
и Бога.

Парные маркированные первичные корни в Торе

 

«Ориентация» в книге «Коэлет»

«И спешит к месту своему, где оно восходит."
                                                                                                   "Екклезиаст" 1:3             3.

--------------------------------------------------------------------------------------------- 

1. Все суета сует. 

2.
3.
4.

                                                     "Идет ветер к югу     Ю

                                                            С
И возвращается ветер на круги свои и переходит к северу"

5.

            Псалмы 101 - 103.....................................................................

Благословение

         «В день, когда воззову к тебе скоро услышь меня.
         Ибо исчезли, как дым, дни мои…Дни мои, как уклоняющаяся тень… Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом… Ибо  созиждет Г-дь Сион и явится во славе своей… С небес призрел Г-дь на землю… В начале Ты основал землю и небеса… Он избавляет от могилы 
жизнь твою. Ибо как высоко небо над землею, так велика милость Г-даю Как далек восток 
от запада, так удалил Он от нас беззакония наши.
         Дни человека, как трава, как цвет полевой, так он цветет. Перейдет над ним ветер, и 
нет его, и место его уже не узнает его. Господи, Ты одеваешся светом, как ризою, и 
простираешь небеса, как шатер.
         Устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, 
шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь… огонь пылающий. Ты поставил землю на 
твердых основах… Бездною, как одеянием покрыл Ты ее, на горах стоят воды. От прощения твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят. Восходят на горы, нисходят в долины, 
на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не прейдут 
возвратятся покрыть землю. Ты послал источники в долинах, между горами текут, поят всех полевых зверей… Ты напояешь горы с высот своих… Высокие горы - сернам, каменные 
утесы - убежища зайцам.
         Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Ты простираешь тьму, 
и наступает ночь… Восходит солнце, и звери собираются в свои логовища. Выходит человек 
на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Г-ди. Все создал 
ты премудро, земля полна творений твоих. Это море великое и пространное, там - пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими… Скроешь лицо Свое - 
они мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть твою возвращаются. Пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лицо земли!» 

Корни с нормальными грамматическими префиксами "" в Танахе.

 1.  - огорчать, печалить.
             "И огорчать сынов человеческих" ("Эйха" 3:33) 
                   («Плач Иеремии»). 

 2.  - Бог, Господь.
                     "Рука на престоле Господа" ("Исход 17:16) 
 ...................................................

 3.  - быть разбрызганным,  - брызгать, лить.
                                 "Обрызганное омой" ("Левит" 6:20) 
 ................................

 4.  - водить
                                          "Ты ведешь" ("Шмот" 13:16) 
...........................................

 5.  - ударить, убить.
                                     "Он убил Египтянина" ("Исход" 2:12) 
......................................

 6. .- притеснять, обманывать
                        "Он никого не притесняет" ("Иезкиель" 18:7) 
 .....................................

 7. .-.выметать, выгребать. 

8.  - быть прекрасным.
                     "А Иосиф был прекрасен на вид" ("Бытие" 39:6) 
......................

 9.  - кидать, стрелять
                    "Или застрелит его стрелой" ("Исход" 19:13) 
...........................................................

 10.  - имеется, находится
                               "Есть 50 праведников" 
........................................................................
  11.  - передвигаться, переходить на другое место
                          "Он дал взаймы и не взыскал дом" 
.....................................................

. 12.  - подходить, годиться, быть пристойным, красивым, 
                    приличным. 
                       «Как и надлежит тебе» («Иеремия» 10:7)
..................................................


О функциях языка в свете исследования корневого фонда
 ("radical analysis").

         Общеизвестно: на языке думают, говорят и пишут, также - слушают и читают. Язык - 
это инструмент выражения и общения. Это его инструментальная функция. Его изучают младенцы и учащиеся всех возрастов - чтобы применить освоенный инструмент. Но за 
время своего развития язык накопил необъятную  информацию о строении мироздания, человеческого общества, разумного восприятия действительности. Изучить это сокровище 
разума и духа - значит познать мир, разум и самого себя.
         Иврит предоставляет человечеству уникальную возможность подняться выше и идти 
дальше.
         Дух иврита отлично сопрягается со строением "древа познания добра и зла посреди 
сада" и "древа жизни". Его символизировала семилампадная менора, затем звезда в виде шестиугольной розетки и шестиугольный магендавид. Все они наглядно реализуют мысль 
о противоположности абсолютного верха абсолютному низу, линию верха  с зеркальной симметрией, параллельную ей линию низа и линию центра, точку центра с четким 
окружением. Точно такую же архитектонику простейших первичных корней 
демонстрирует самый древнеписьменный язык иврит, воплощенный в Торе. А Тора - 
воплощение иврита, как иврит – основа Торы.

Исследование корневого фонда иврита (корневой анализ) и данных учения Каббалы.

         По утверждению авторитетных каббалистов, цель данного учения - познание Бога 
путем получения и постижения истины в виде "искр света". Эти сведения, "излучаемые 
Творцом" позволяют воссоздать умозрительную картину мироздания. В ходе развития 
Каббалы были составлены определенные схемы "миров" и их "ликов", выработана 
адекватная терминология.
         Учение Каббалы объективно создает философскую базу для развития науки о 
строении корневого фонда иврита - корневого анализа.
         Иврит, как никакой другой язык, хранит все этапы познания человеком окружающей действительности и осмысления мирового и социального пространства человеком.
         Корневые гнезда оказываются наглядными схемами, представляющими определенные аспекты жизни и деятельности. Вместе они воссоздают  картину мировоззрения древних 
евреев, первых читателей и "применителей" Торы.
         И поскольку "науку о корнях - корневедение - лишь предстоит создать, 
представляется полезным воспринять и применить полученные каббалистикой 
результаты для анализа того запаса знаний и архитектоники древнейшего иврита, 
которые в нем воплощены. Необходимо применить разные дисциплины иудаики для 
изучения познавательной функции иврита.

Своеобразие и уникальность слов иврита

         Отличительные особенности, сиойственные системе первичных корней иврита 
передались и всей морфологической системе языка. 

 1. Минимальность набора суффиксов:  = 5.
 2. Полисемия суффиксов.
 3. Зеркальная симметрия: префикс - суффикс.
 4. Обратимость, заменимость суффиксов.
 5. Краткость слов.
 6. Логическая осмысленность словообразования.
 7. Чёткость семантики корней.

<................>

_____________________________________________________________________________________________
п