/
Монтерей, Калифорния.
Об одной художественной галерее

     Дома мне не сидится, что, на мой взгляд, является скорее позитивным, чем негативным фактором. И не потому, что изоляция от внешнего мира вредна психическому или физическому здоровью - забота о здоровьи еще не стала для меня приоритетной, хотя, возможно, дело к этому и идет. Диоген, сидя в бочке, что по комфортности сильно уступает моим жилищным условиям, не испытывал нужды в предмете для размышлений, отчего и остался в памяти потомков. Я на память потомков не претендую, но, поднатужившись, вероятно нашел бы и для себя умственное занятие. Вроде Васисуалия Лоханкина, размышлявшего о судьбах русской революции и своей в ней роли. Но - слаб человек. И любопытен к еще не увиденному и еще не познанному. И от масштаба личности зависит, откроешь ли ты для себя ранее не известную тебе пивную на соседней улице или же Америку, в которой эта самая пивная через полтысячелетия будет построена. Поисками пивных мне заниматься скучно. Шастать же по миру в поисках еще не открытых континентов - занятие в 21 веке мало перспективное. Потому я изобрел нечто среднее: шастать по миру, но с познавательной целью (см. www.vzaslavsky.com), а в промежутках между поездками, но с той же познавательной целью, знакомиться с местными достопримечательностями и, конечно же, знакомить с ними друзей.

     Объезжая художественные галереи Сан-Франциско и окрестностей из бескорыстной любви к прекрасному, мы с Сузан заехали в одну из них, Hawthorn Gallery (фото 1), известную своей устойчивой международной репутацией. В качестве предметов изобразительного искусства здесь выставлены предметы, которые потребовали много искусства, чтобы заключенное в них содержание оказалось минимально изобразительным (фото 2 и 3). В галерее представлены также и предметы прикладного искусства, прикладной характер которых, если и узнаваем, то не с первого взгляда. Тем не менее спрос и на то, и на другое вышел за пределы не только штата Калифорния, но и Америки, а на мой взгляд еще и здравого смысла. За выставляющимися здесь предметами специально приезжают не только нефтяные короли из относительно недалекого (в обоих смыслах) Техаса, но еще и автомобильно-компьютерно-развлекательные короли из Японии, чего ни владелец галереи, ни служащие галереи в секрете от посетителей не держат. Не является секретом для посетителей галереи также и прибретаемое королями, не говоря уже об уплаченной за него цене. И то, и другое рекламируется с плохо завуалированной надеждой разбудить в вас желание уподобиться богатым и знаменитым и подобно им приобрести что-нибудь, совершенно вам ненужное. Мое впечатление и от самой галереи, и от выставленных в ней предметов оказалось довольно своеобразным: поражает не переменчивое искусство или мода на него, но стойкий запах денег. Я не буду утверждать, что искусства там нет совершенно, скорее всего в каких-то дозах оно все-таки представлено, но в устоявшейся атмосфере шелестящих денежных купюр его совершенно невозможно заметить. Тем не менее я готов продемонстрировать широту собственных взглядов, признав наличие эстетики как за выставленными в галерее экспонатами, так и за галереей в целом. Эстетики денег, выраженной цветовой гаммой.

     На фото 4 изображена некая конструкция, идентифицировать которую без прикрепленной к ней таблички для меня было затруднительно. Табличка же утверждает, что конструкция эта есть стол. Не обеденный, письменный, разделочный, кухонный, ломберный или иной - детский, канцелярский, пинг-понговый. Просто стол. Странно, но по прочтении текста я даже обнаружил, что эта конструкция, если и не соответствует полностью данному ей названию, то все же полностью ему и не противоречит. Указанная цена ($34,800, не включающая в себя 19%-й налог на покупку) оказалась ценой, по которой этот стол уже был приобретен кем-то в собственное владение. При желании я мог уточнить имя нового владельца, который, как пояснил смотритель галереи, готов был переуступить свою покупку любому желающему, согласному уплатить 50%-ную надбавку для ее приобретения. Честно говоря, я был удивлен этим обстоятельством, поскольку о любителях искусства, готовых избавиться от только что приобретенного шедевра в пользу другого любителя, мне даже слышать не приходилось. Стыдясь собственных подозрений, я подумал, что, возможно, это есть новая коммерческая технология, изобретенная владельцем галереи для, во-первых, создания видимости продажи непродаваемых экспонатов и, во-вторых, существенного повышения их продажной цены. Как бы то ни было, сотрудники галереи были крайне доброжелательны, а один из них даже ознакомил меня со своими взглядами на изобразительное искусство - по собственной инициативе и совершенно бесплатно. Эти взгляды показались мне крайне интересными и сводились всего к двум постулатам. Первый, художественная ценность изделия определяется исключительно его рыночной ценой. Второй, изготовитель изделия становится художником лишь тогда, когда на это изделие им найден покупатель. Не нужно быть математиком или дипломированным искусствоведом, чтобы, основываясь на этих двух постулатах, сформулировать и два вытекающих из них следствия: первое, чем цена изделия выше, тем выше его художественные достоинства и второе, владелец галереи является выдающимся талантом, хотя и уступающим такими рыночным авторитетам как Ван Гог или Моне, у которых доход на квадратный дюйм закрашенного полотна существенно выше. В течение последующих нескольких минут выяснилось, что автором этих взглядов является сам владелец галереи, а служащий эти взгляды у него позаимствовал в надежде через какое-то время самому стать художником того же ранга в соответствии с теми же критериями.

    

Вышел я из этой галереи совершенно обескураженным. Я даже подумал, что в дополнение к хрущевскому методу разрушения искусства топором сейчас разработан и более утонченный способ - с тем же конечным результатом.


Фото 1

.
.

Фото 2
.
.

Фото 3
.
.

Фото 4
.
.

Фото 5
<................................>

______________________________________________________________________________________________

п