.
Индия  (окончание)

     Индия - страна сплошной занятости. Одни ее граждане заняты производительным трудом на благо всего общества, другие - трудятся в сфере индивидуального обслуживания на благо каждого отдельно взятого его члена (с одной из индивидуальных услуг - освобождением волосяного покрова от содержащихся в этом покрове насекомых - можно ознакомиться на фото 1). Довольно значительная прослойка, не занятая ни общественным благом, ни благом его отдельных представителей тоже не сидит без дела, будучи озабочена исключительно благом собственным. Последнее они понимают либо как открытое взимание добровольных пожертвований с оказавшихся поблизости туристов (в обиходе называемое подаянием), либо как пожертвования не совсем добровольные и взимаемые скрытно и незаметно для самих жертвователей (в обиходе называемые воровством). И то, и другое особенно распространено среди детского контингента, весьма многочисленного и не проявляющего никакой тенденции к сокращению.

     Дети - будущее любой страны и Индия, понимая это утверждение буквально, проводит его в жизнь с такой последовательностью, что прирост населения оставляет далеко позади прирост национального продукта. Подобный образ жизни, возможно, с точки зрения стороннего наблюдателя заслуживает порицания, зато он вполне соответствует традиции и преференциям не склонных к абстрактному анализу аборигенов. В этом образе жизни меня интриговало лишь одно обстоятельство. Оно и сегодня остается для меня загадкой: каким образом тамошние мужчины ухитряются сохранять в себе способность к детопроизводству, если тамошние женщины, которые, как ни говори, тоже принимают участие в этом процессе, начисто лишены женской привлекательности. Оставляя в стороне возможную ошибочность этого утверждения - во избежание нареканий спешу оговориться, что это мое субъективное мнение - я вижу тому три объяснения. Первое, я мало знаю о йогах и их возможностях, но не исключаю, что они способны владеть своим телом настолько, чтобы и в интимных обстоятельствах оно функционировало автоматически, совершенно независимо от индивидуальных качеств сопроизводителя. Второе объяснение уходит корнями в мое детство, в котором меня уверяли, что детей приносят аисты, после чего их находят в капусте уже готовыми. Этот вариант мне представляется менее вероятным не только потому, что в течение своей последующей жизни я был ознакомлен и с альтернативной теорией появления детей, но еще и по причине не обнаруженных мной в Индии аистов. И, наконец, третье, которое я излагаю в доказательство широты своих взглядов и отсутствия предвзятых концепций. Оно допускает любое толкование, отличное от двух вышеизложенных.

     Как следствие высокой рождаемости количество детей на квадратный метр территории Индии сравнимо разве что с Пакистаном (что есть такая же Индия), но оставляет далеко позади соответствующий показатель в любой другой развитой, недоразвитой или отсталой стране мира. Ударное воспроизводство населения, к сожалению, не ограничивается лишь самим этим процессом, безусловно, приятным самим по себе, но приводит еще и к появлению, по меньшей мере, двух трудноразрешимых проблем. Одна из них касается избыточно воспроизводимого населения, еще не достигшего детородного возраста, с которым непонятно что следует делать. Вторая, имеет отношение к тому же населению, но повзрослевшему до стадии половозрелости, что делать с которым так же непонятно. На первый взгляд это второе утверждение может показаться искусственным, поскольку ответ здесь содержится в самом вопросе: способность к деторождению предполагает реализацию этой способности. Собственно, именно это и происходит на практике, что находится в полном соответствиии с многовековыми традициями индийского образа жизни. Что же касается первой проблемы, то она есть не что иное как проблема детская, исчезающая сама собой по мере полового созревания и плавного перетекания в только что описанную проблему следующей возрастной категории. Ее решение также соответствует индийской традиции и состоит в философском созерцании установившегося в далеком прошлом порядка. В реальной жизни этот порядок описывается простым и всем понятным правилом: выживание есть дело рук самих выживающих. Неуклонное следование этому правилу выработало конкретные методы борьбы за собственное существование. Этих методов по-видимому, немало накопилось за многовековую историю страны. Я же был свидетелем всего двух из них, попрошайничества (фото 2) и мелкого воровства.

    

Нигде в мире я не видел такого количества увечных (фото 3 и 4), что, способствуя первому из упомянутых занятий, сильно ограничивает применение второго, сохраняя тем самым состояние подвижного равновесия между этими двумя способами индивидуального выживания.

     Я сел за изложение своих впечатлений от Индии полный решимости избежать ахов и охов по поводу действительно красивых дворцов и храмов и твердо намерен этого придерживаться. Интересующихся же тамошними красотами я отсылаю к журналам Вокруг Света, National Geographics и телепередаче Клуб Путешественников. Исключение я сделаю лишь для восточной и западной группы храмов Кхаджурахо, о существовании которых я знал задолго до того, как увидел их сам. В моем фотоархиве хранится добрых несколько десятков фотографий, но я привожу лишь две из них (фото 5 и 6), дающих достаточное представление об остальных. Я предоставляю читателям самим судить, отражают ли эти фографии высокую созидальную активность человеческого духа, как это рекламируется печатной турлитературой, или они являются чистой воды непечатной порнографией. Я не могу удержаться от того, чтобы не показать еще одну фотографию из этой серии (фото 7), но лишь для того, чтобы сформулировать риторический вопрос: возникла ли йога изначально как секс на голове, являясь таким образом от него производным, или она первична, а в акробатический секс трансформировалась со временем?

Я мог бы рассказать еще о многом. И о городе Варанаси на Ганге, где хоронят умерших, о воссоединении индивидуальной души с мировой (атман и брахман, соответственно) во время этого захоронения, о множественных реинкарнациях, количество которых может быть при определенных условиях сокращено, об индуистском взгляде на человеческое тело как на мертвую субстанцию, целиком состоящую из неживых химических элементов, о "смерти", которая по этой причине есть и не смерть вовсе, но перемещение атмана в другое неживое вместилище (реинкарнация). Я давно хотел побывать в Индии из-за своих крайне туманных представлений о высокой духовности индуизма и стремления внести в них хоть некоторую ясность. Похоже, что в первом приближении мне это удалось. Оказалось, что весь индуизм основан на представлении о 5 элементах, из которых состоит все живое и неживое, что и исчерпывает суть мироздания. Этими элементами являются огонь, вода, земля м что-то еще. Для себя я решил, что несколько тысяч лет тому, возможно, такие представления и были передовыми, но для нашего времени они малость устарели. Соответственно, такими же устаревшими я воспринимаю и основанные на этих постулатах следствия. Покинул я Индию, свободный от почтительного отношения к индуизму, с которым я туда приехал, что и явилось главным результатом моей поездки в эту загадочную страну.


Фото 1

.
.

Фото 2
.
.

Фото 3
.
.

Фото 4
.
.

Фото 5
.
.

Фото 6
.
.

Фото 7

Начало  см. здесь (часть I

<................................>

______________________________________________________________________________________________
п