.
О народе Эмиш

     Этим летом моя кочевая жизнь продолжилась, и вскоре после приезда в Калифорнию мы с Сузан отправились на неделю в северную часть штата Нью-Йорк (upstate New York), в небольшой курортный городок Чатакуа (Chautauqua). Собственно, не в сам городок, а в любовно сохраняемое с средины 19 века поместье, расположенное поблизости от него и дающее работу практически всему населению этого городка. Чатакуа широко известен в Америке не только как курорт с очень ограниченным в него доступом (мы с Сузан попали туда по приглашению ее отца, который является многолетним членом этого клуба), но еще из-за его близости к Ниагарскому водопаду, а также к той части штата, где проживает нью-йоркская ветвь совершенно уникального народа Эмиш (Аmish people). Об этом и будет нижеследующий текст.

     Никогда раньше я об этих людях не слышал и даже не подозревал, что в разных частях индустриальной Америки ХХI века проживают люди, образ жизни которых мало чем отличается от жизни их предков в феодальной Европе несколькими столетиями ранее. Они сознательно отказались от всех достижений цивилизации - электричества, радио, телевидения, компьютеров, сельхозтехники, автомобилей и вообще всего, что у нас ассоциируется с понятием прогресс. На жилых домах (фото №1) отсутствуют телефонные и электрические провода, на их крышах нет ни телевизионных антенн, ни спутниковых тарелок. Освещаются жилые помещения скудным светом масляных (или керосиновых ?) ламп, которые видны на верхней врезке. В домах нет не только горячей, но и вообще воды, как нет и туалета. Мне не с чем сравнить быт этих людей, разве только с бытом хронически безработного американца, у которого после очередного серьезного предупреждения о многолетних и многочисленных задолженностях банкам, фирмам и государству увезли несколько телевизоров, автомобиль, стиральную и посудомоечную машины, а также отключили электричество, газ, воду и телефон. Это сравнение, однако, носит число условный характер, поскольку Эмиш рассматривают любую государственность как институт насилия и потому не признают государственность американскую. В отличие от безработных американцев они не получают социальных пособий, продуктовых талонов (food stamps), пенсий, выплат по инвалидности, и пр. Страхования жизни и здоровья они также не признают, поскольку убеждены, что ни с кем ничего не может случиться без воли Всевышнего ("У вас же и волосы на голове все сочтены". Евангелие от Матфея, гл. 10, п. 30), но, кроме того, забота о нуждающихся в помощи является также и христианской обязанностью общины. Для детей они считают достаточным 8-классное образование, что поначалу рассматривалось властями штата как нарушение федерального закона о всеобщем образовании. Верховный Суд своим решением в 1972 оставил за Эмиш право свободного выбора, поскольку насильное обучение было им квалифицировано как неконституционное посягательство на родительские права и религиозную свободу. Они не служат в армии, ибо исповедуют библейский принцип правой щеки, но исправно платят муниципальные и федеральные налоги. Последнее, я подозреваю, и составляет материальную основу мирного существования народа Эмиш внутри не признаваемых им Соединенных Штатов Америки.

     Эмиш, в основном, занимаются сельским хозяйством и питаются только плодами своего труда в прямом смысле этого слова, поскольку никаких машин на полях нет. На фото № 2 видны их дворовые постройки, а на фото 3 - результаты их сенозаготовочного ручного труда в сравнении с машинным несколькими километрами севернее (врезка в верхнем углу). Единственным местом их проживания в мире является Новый Свет, где в Канаде и 12 американских штатах их небольшие поселения существуют в течение нескольких столетий. Вся их жизнь проходит в этих поселениях, и в тех редких случаях, когда возникает необходимость в посещении другой общины, они в качестве транспорта используют крытые повозки (фото № 4). Приоритетным в жизни Эмиш яляется семья и внутрисемейные отношения. Даже религиозные отправления подчинены этому незыблемому правилу и проводятся не в храмах, потребности в которых Эмиш не испытывают, но в частных домах. Численность народа Эмиш удваиваивается каждые 20 лет, что также является производным приоритетности семейных отношений. Наличие 10 детей в семье совсем не редкость, и подобная скорость воспроизводства могла бы со временем стать опасной для государства, если бы насилие в любых своих проявлениях безоговорочно ими не отвергалось как богопротивное.

    

История народа Эмиш уходит в Швейцарию начала 16 века, где они подвергались преследованиям за неортодоксальное христианство (анабаптизм). Это ответвление является более радикальным, чем лютеранство, положившее начало периоду Реформации и вызвавшее к жизни инквизицию и религиозные потрясения в средневековой Европе. Их радикализм противоположен нынешнему его пониманию: за свою веру они не убивали, но готовы были быть убитыми. Своим появлением анабаптизм обязан буквальному прочтению Библии, которая и по сей день остается для Эмиш не просто священной книгой, но сводом законов, регулирующих их повседневную жизнь (совсем как Ветхий Завет для ультраортодоксальных евреев). Очень существенным в этой религии является неприятие младенческого крещения из-за изначальной - с точки зрения Эмиш - безгрешности новорожденных. В Европе 17 века это рассматривалось как ересь и повинных в ней завязывали в мешки и сбрасывали в воду. Эту ересь вытравляли с такой интенсивностью, что от неминуемой смерти Эмиш сначала бежали в горные районы Германии, а затем в Америку, что в конечном счете и спасло их от поголовного истребления,

     В определенном смысле история Эмиш напоминает еврейскую историю, главным образом из-за абсолютной приверженности своим традициям и религии. Мне даже кажется, что сохранение этих двух народов в этнически относительно чистом виде определяется именно этим. Фото №5, состоящее из двух взятых из интернета снимков, является на мой взгляд хоть и косвенным, но в высшей степени наглядным подтверждением этой идеи. Правый снимок сделан в еврейском квартале Иерусалима, левый - в Пенсильвании, где также существуют поселения Эмиш. При желании между этими двумя народами можно найти дополнительное сходство в самых разных, порой неожиданных, областях, одной из которых является непризнание ультрарелигиозным иудаизмом израильской государственности (из других, правда, соображений).

     Нескольких часов, проведенных в общине, совершенно не достаточных для получения удовлетворительного представления о многих деталях жизни народа Эмиш, оказалось достаточно, чтобы нарушить одно из основных ограничений в их контактах с посетителями. Это нарушение запечатлено на фото №2 и 4 и состоит в самом факте фотографирования людей, которое , как и у ультраортодоксальных евреев, строго-настрого запрещено. Чтобы минимизировать нанесенный мною ущерб, я оптом купил выставленную на продажу сельхозпродукцию (фото №6), фотографирование которой было мне любезно разрешено ее производителями и оказавшейся выше всяких похвал по своему качеству. Довольные друг другом мы распрощались, чтобы, по всей видимости, в этой жизни больше не встречаться.


Фото 1
 


Фото 2


Фото 3
.
.

Фото 4
.
.

Фото 5
.
.

Фото 6

<................................>

___________________________________________________________________________________

п