.
О народе Эмиш
Этим летом моя кочевая жизнь продолжилась,
и вскоре после приезда в Калифорнию мы с Сузан отправились на неделю в
северную часть штата Нью-Йорк (upstate New York), в небольшой курортный
городок Чатакуа (Chautauqua). Собственно, не в сам городок, а в любовно
сохраняемое с средины 19 века поместье, расположенное поблизости от него
и дающее работу практически всему населению этого городка. Чатакуа широко
известен в Америке не только как курорт с очень ограниченным в него доступом
(мы с Сузан попали туда по приглашению ее отца, который является многолетним
членом этого клуба), но еще из-за его близости к Ниагарскому водопаду,
а также к той части штата, где проживает нью-йоркская ветвь совершенно
уникального народа Эмиш (Аmish people). Об этом и будет нижеследующий текст.
Никогда раньше я об этих людях не слышал и
даже не подозревал, что в разных частях индустриальной Америки ХХI века
проживают люди, образ жизни которых мало чем отличается от жизни их предков
в феодальной Европе несколькими столетиями ранее. Они сознательно отказались
от всех достижений цивилизации - электричества, радио, телевидения, компьютеров,
сельхозтехники, автомобилей и вообще всего, что у нас ассоциируется с понятием
прогресс. На жилых домах (фото №1) отсутствуют телефонные и электрические
провода, на их крышах нет ни телевизионных антенн, ни спутниковых тарелок.
Освещаются жилые помещения скудным светом масляных (или керосиновых ?)
ламп, которые видны на верхней врезке. В домах нет не только горячей, но
и вообще воды, как нет и туалета. Мне не с чем сравнить быт этих людей,
разве только с бытом хронически безработного американца, у которого после
очередного серьезного предупреждения о многолетних и многочисленных задолженностях
банкам, фирмам и государству увезли несколько телевизоров, автомобиль,
стиральную и посудомоечную машины, а также отключили электричество, газ,
воду и телефон. Это сравнение, однако, носит число условный характер, поскольку
Эмиш рассматривают любую государственность как институт насилия и потому
не признают государственность американскую. В отличие от безработных американцев
они не получают социальных пособий, продуктовых талонов (food stamps),
пенсий, выплат по инвалидности, и пр. Страхования жизни и здоровья они
также не признают, поскольку убеждены, что ни с кем ничего не может случиться
без воли Всевышнего ("У вас же и волосы на голове все сочтены". Евангелие
от Матфея, гл. 10, п. 30), но, кроме того, забота о нуждающихся в помощи
является также и христианской обязанностью общины. Для детей они считают
достаточным 8-классное образование, что поначалу рассматривалось властями
штата как нарушение федерального закона о всеобщем образовании. Верховный
Суд своим решением в 1972 оставил за Эмиш право свободного выбора, поскольку
насильное обучение было им квалифицировано как неконституционное посягательство
на родительские права и религиозную свободу. Они не служат в армии, ибо
исповедуют библейский принцип правой щеки, но исправно платят муниципальные
и федеральные налоги. Последнее, я подозреваю, и составляет материальную
основу мирного существования народа Эмиш внутри не признаваемых им Соединенных
Штатов Америки.
Эмиш, в основном, занимаются сельским хозяйством
и питаются только плодами своего труда в прямом смысле этого слова, поскольку
никаких машин на полях нет. На фото № 2 видны их дворовые постройки, а
на фото 3 - результаты их сенозаготовочного ручного труда в сравнении с
машинным несколькими километрами севернее (врезка в верхнем углу). Единственным
местом их проживания в мире является Новый Свет, где в Канаде и 12 американских
штатах их небольшие поселения существуют в течение нескольких столетий.
Вся их жизнь проходит в этих поселениях, и в тех редких случаях, когда
возникает необходимость в посещении другой общины, они в качестве транспорта
используют крытые повозки (фото № 4). Приоритетным в жизни Эмиш яляется
семья и внутрисемейные отношения. Даже религиозные отправления подчинены
этому незыблемому правилу и проводятся не в храмах, потребности в которых
Эмиш не испытывают, но в частных домах. Численность народа Эмиш удваиваивается
каждые 20 лет, что также является производным приоритетности семейных отношений.
Наличие 10 детей в семье совсем не редкость, и подобная скорость воспроизводства
могла бы со временем стать опасной для государства, если бы насилие в любых
своих проявлениях безоговорочно ими не отвергалось как богопротивное.
История народа Эмиш уходит в Швейцарию начала
16 века, где они подвергались преследованиям за неортодоксальное христианство
(анабаптизм). Это ответвление является более радикальным, чем лютеранство,
положившее начало периоду Реформации и вызвавшее к жизни инквизицию и религиозные
потрясения в средневековой Европе. Их радикализм противоположен нынешнему
его пониманию: за свою веру они не убивали, но готовы были быть убитыми.
Своим появлением анабаптизм обязан буквальному прочтению Библии, которая
и по сей день остается для Эмиш не просто священной книгой, но сводом законов,
регулирующих их повседневную жизнь (совсем как Ветхий Завет для ультраортодоксальных
евреев). Очень существенным в этой религии является неприятие младенческого
крещения из-за изначальной - с точки зрения Эмиш - безгрешности новорожденных.
В Европе 17 века это рассматривалось как ересь и повинных в ней завязывали
в мешки и сбрасывали в воду. Эту ересь вытравляли с такой интенсивностью,
что от неминуемой смерти Эмиш сначала бежали в горные районы Германии,
а затем в Америку, что в конечном счете и спасло их от поголовного истребления,
В определенном смысле история Эмиш напоминает
еврейскую историю, главным образом из-за абсолютной приверженности своим
традициям и религии. Мне даже кажется, что сохранение этих двух народов
в этнически относительно чистом виде определяется именно этим. Фото №5,
состоящее из двух взятых из интернета снимков, является на мой взгляд хоть
и косвенным, но в высшей степени наглядным подтверждением этой идеи. Правый
снимок сделан в еврейском квартале Иерусалима, левый - в Пенсильвании,
где также существуют поселения Эмиш. При желании между этими двумя народами
можно найти дополнительное сходство в самых разных, порой неожиданных,
областях, одной из которых является непризнание ультрарелигиозным иудаизмом
израильской государственности (из других, правда, соображений).
Нескольких часов, проведенных в общине, совершенно
не достаточных для получения удовлетворительного представления о многих
деталях жизни народа Эмиш, оказалось достаточно, чтобы нарушить одно из
основных ограничений в их контактах с посетителями. Это нарушение запечатлено
на фото №2 и 4 и состоит в самом факте фотографирования людей, которое
, как и у ультраортодоксальных евреев, строго-настрого запрещено. Чтобы
минимизировать нанесенный мною ущерб, я оптом купил выставленную на продажу
сельхозпродукцию (фото №6), фотографирование которой было мне любезно разрешено
ее производителями и оказавшейся выше всяких похвал по своему качеству.
Довольные друг другом мы распрощались, чтобы, по всей видимости, в этой
жизни больше не встречаться.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
.
.
Фото 4
.
.
Фото 5
.
.
Фото 6