3. Типология старосемитской системы письма
Старосемитское или точнее «протосемитское»
письмо, из которого возникают позднее три основные разновидности семитской
письменности, - финикийское, ханаанейское и арамейское
письмо - следует охарактеризовать как консонантно-силлабическую
систему письма (а не как собственно консонантную, т. е. в принципе
алфавитную
систему, ср. Driver 1948:130, или собственно силлабическую,
Gelb
1963:148 и след.; ср., однако, Ullendorff 1977:573), поскольку
старосемитская письменность представляется одновременно как «консонантная»
(парадигматически,т.е. в системе) и как «силлабическая» письменность
(синтагматически, т. е. в тексте). Это - своего рода двойственная
система, выступающая в типологии письма в качестве некоторого промежуточного
звена между последовательно силлабической (т. е. силлабической как
в парадигматике, так и синтагматике, ср., например, греческое
линейное письмо В) и собственно алфавитной системами письма (типа
классического греческого).
Старосемитское консонантно-силлабическое
письмо, состоящее .из двадцати двух графических знаков линейного характера,
имеет определенную парадигматическую структуру и характеризуется строгим
порядком графических элементов в системе. Именно в парадигматике и проявляется
консонантный характер старосемитского письма, определяемый взаимооднозначным
соответствием между графическими символами и консонантными фонемами языка
(см. Таблицы 1 и 2) (1).
ФИНИКИЙСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ
Таблица 1
|
ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЕ
КВАДРАТНОЕ ПИСЬМО
Таблица 2
|
В синтагматике письма эти же графические
символы выступают уже в функции слоговых знаков, которые характеризуются
структурой «согласная плюс любая гласная» или «отсутствие
гласной» в зависимости от морфологической структуры и характера слова
или объединения слов (resp. морфем), выражаемых конкретной синтагматической
последовательностью графических символов. В отличие от собственно слоговой
системы письма с графическими символами структуры «согласная плюс определенная
гласная», присущей такой системе письма как в парадигматике, так и синтагматике,
«консонантно-слоговая» система характеризуется графически знаками структуры
«согласная плюс любая гласная» (или «отсутствие гласной»)
в синтагматике при структуре «чистая согласная» в парадигматике
(2).
Так, например, знаки старосемитской письменности,
выражающие парадигматически консонантные значения
и b и именуемые соответственно
и (3),
в синтагматическом сочетании друг с другом для обозначения определенного
слова выражают уже не отдельные гласные, а конкретные слоги структуры C(
V)-:
такое синтагматическое сочетание знаков читается в старофиникийском в зависимости
от контекста как ab
«отец.» или abi «мой отец»,
т. е. знак
обозначает здесь слог /a/,
а знак
выражает слог // или //
(т. е. согласный с отсутствующим гласным, что в более поздних консонантно-силлабических
системах выражается специальным диакритическим знаком типа др.-евр. ,
сир. , араб. ).
Аналогично этому, знаки старосемитской письменности ,
и ,
занимающие определенные места в системной последовательности знаков старосемитского
письма и выражающие парадигматически консонантные значения ,
и l, в синтагматической последовательности ,
которая читается в финикийском как
«сделал» или «сделали»,
выражают уже конкретные слоги структуры CV-. В этом и следует видеть
специфику консонантно-силлабической письменности, отличающую ее от собственно
силлабической и последовательно алфавитной систем письма (4).
Изобретение старосемитского «консонантно-силлабического»
письма рассматривается рядом исследователей как результат независимого
индивидуального творчества гениальной личности (ср. Gelb 1963:139-146).
Следует также учитывать при решении вопроса о создании старосемитской письменности
и возможность некоторых внешних влияний, в частности со стороны египетской
иероглифики, которая, будучи письменностью смешанного типа, содержала в
себе и графические символы с единичным консонантным значением типа s,
r,
d
и др. (ср. Лундин 1982).
Консонантно-силлабическая письменность
представляется в типологии письма более совершенной письменной системой,
чем силлабическая или, тем более, силлабо-логографическая письменность,
поскольку она более экономна парадигматически и позволяет с помощью небольшого
числа графических символов (соответствующего примерно числу консонантных
фонем) адекватно выразить графически звуковую сторону языка. Понятно поэтому,
каким огромным достижением было изобретение старосемитского консонантно-силлабического
письма, положившее начало новому этапу в развитии письма и подготовившее
почву для формирования качественно новой письменности - алфавитной системы
письма.
<............................................>
______________________________________________________________________________________
|