ГЛАВА   ПЕРВАЯ
.
 

3. Типология старосемитской системы письма 

     Старосемитское или точнее «протосемитское» письмо, из которого возникают позднее три основные разновидности семитской письменности, - финикийское, ханаанейское и арамейское письмо - следует охарактеризовать как консонантно-силлабическую систему письма (а не как собственно консонантную, т. е. в принципе алфавитную систему, ср. Driver 1948:130, или собственно силлабическую, Gelb 1963:148 и след.; ср., однако, Ullendorff 1977:573), поскольку старосемитская письменность представляется одновременно как «консонантная» (парадигматически,т.е. в системе) и как «силлабическая» письменность (синтагматически, т. е. в тексте). Это - своего рода двойственная система, выступающая в типологии письма в качестве некоторого промежуточного звена между последовательно силлабической (т. е. силлабической как в парадигматике, так и синтагматике, ср., например, греческое линейное письмо В) и собственно алфавитной системами письма (типа классического греческого). 
     Старосемитское консонантно-силлабическое  письмо, состоящее .из двадцати двух графических знаков линейного характера, имеет определенную парадигматическую структуру и характеризуется строгим порядком графических элементов в системе. Именно в парадигматике и проявляется консонантный характер старосемитского письма, определяемый взаимооднозначным соответствием между графическими символами и консонантными фонемами языка (см. Таблицы 1 и 2) (1). 

ФИНИКИЙСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ
 


 

Таблица 1
 

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЕ 
КВАДРАТНОЕ ПИСЬМО

Таблица 2

 

     В синтагматике письма эти же графические символы выступают уже в функции слоговых знаков, которые характеризуются структурой «согласная плюс любая гласная» или «отсутствие гласной» в зависимости от морфологической структуры и характера слова или объединения слов (resp. морфем), выражаемых конкретной синтагматической последовательностью графических символов. В отличие от собственно слоговой системы письма с графическими символами структуры «согласная плюс определенная гласная», присущей такой системе письма как в парадигматике, так и синтагматике, «консонантно-слоговая» система характеризуется графически знаками структуры «согласная плюс любая гласная» (или «отсутствие гласной») в синтагматике при структуре «чистая согласная» в парадигматике (2). 
     Так, например, знаки старосемитской письменности, выражающие парадигматически консонантные значения  и b и именуемые соответственно  и  (3), в синтагматическом сочетании друг с другом для обозначения определенного слова выражают уже не отдельные гласные, а конкретные слоги структуры C(
V)-: такое синтагматическое сочетание знаков читается в старофиникийском в зависимости от контекста как ab «отец.» или abi «мой отец», т. е. знак  обозначает здесь слог /a/, а знак  выражает слог // или // (т. е. согласный с отсутствующим гласным, что в более поздних консонантно-силлабических системах выражается специальным диакритическим знаком типа др.-евр. , сир. , араб. ). Аналогично этому, знаки старосемитской письменности  и , занимающие определенные места в системной последовательности знаков старосемитского письма и выражающие парадигматически консонантные значения  и l, в синтагматической последовательности , которая читается в финикийском как  «сделал» или  «сделали», выражают уже конкретные слоги структуры CV-. В этом и следует видеть специфику консонантно-силлабической письменности, отличающую ее от собственно силлабической и последовательно алфавитной систем письма (4). 
     Изобретение старосемитского «консонантно-силлабического» письма рассматривается рядом исследователей как результат независимого индивидуального творчества гениальной личности (ср. Gelb 1963:139-146). Следует также учитывать при решении вопроса о создании старосемитской письменности и возможность некоторых внешних влияний, в частности со стороны египетской иероглифики, которая, будучи письменностью смешанного типа, содержала в себе и графические символы с единичным консонантным значением типа s, r, d и др. (ср. Лундин 1982). 
     Консонантно-силлабическая  письменность представляется в типологии письма более совершенной письменной системой, чем силлабическая или, тем более, силлабо-логографическая письменность, поскольку она более экономна парадигматически и позволяет с помощью небольшого числа графических символов (соответствующего примерно числу консонантных фонем) адекватно выразить графически звуковую сторону языка. Понятно поэтому, каким огромным достижением было изобретение старосемитского консонантно-силлабического письма, положившее начало новому этапу в развитии письма и подготовившее почву для формирования качественно новой письменности - алфавитной системы письма

<............................................>

______________________________________________________________________________________
п