.
4. «Дополнительная» часть древнегрузинского
алфавита
Двадцать седьмым знаком ,
выражающим фонетическое значение []
и числовое значение «900», заканчивается та часть древнегрузинского
алфавитного ряда, которая была упорядочена по образцу древнегреческой письменной
системы. В этой части парадигматической системы древнегрузинской письменности
распределились в определенной последовательности и выразились соответственно
графическими символами те звуковые единицы грузинского языка, у которых
в греческой системе оказались фонетически близкие корреляты, а также некоторые
специфически грузинские звуки, занявшие в алфавитном ряду места греческих
символов со специфически греческими фонетическими значениями (или места
знаков, выражавших в греческой системе только числовые значения).
Поскольку звуковая система грузинского языка
характеризуется большим количеством звуковых единиц, в частности консонантных,
чем греческая, после установления звуковых соотношений и распределения
определенного множества звуков по образцу греческого алфавитного ряда в
грузинском должны были оставаться ещё некоторые звуки, не находящие в греческом
соответствующих фонетических коррелятов (1).
Такие грузинские звуки создают специфическую
группу звуковых единиц, которая в.виде некоторой «дополнительной» части
приставляется к «основной» части алфавитной системы, оформленной и упорядоченной
в соответствии с парадигматикой греческой системы-прототипа.
Эта «основная», соответствующая греческой
системе часть грузинского алфавитного ряда определяется последовательностью
знаков от an (числ.
знач. «1») до
(числ. знач. «900»), а начиная со следующего, двадцать восьмого
знака in
(фонет. знач. [], числ. знач.
«1.000») в древнегрузинском алфавите представлены «специфически»
грузинские, отличные от греческого «дополнительные» звуки и выражающие
их графические символы.
Поскольку звуковой состав древнегрузинского
языка характеризовался большим, чем 9 х 3 = 27, количеством звуковых единиц,
стало возможным создать более совершенную, чем древнегреческая, систему
выражения числовых значений с помощью алфавитной письменности, в частности
путем добавления к системе из 9 х 3 = 27 знаков «дополнительных» графических
символов для обозначения «тысячных». Для выражения полного ряда «тысячных»
было необходимо и достаточно ввести дополнительно девять графических
символов, дабы общее число букв в алфавитной системе составило 9 х 4 =
36 единиц. Именно такие девять графических символов, выражающих «специфически»
грузинские, отличные от греческого звуковые единицы добавляются к основной,
упорядоченной по греческому образцу части древнегрузинского алфавита для
обозначения на письме всех возможных звуковых различий грузинского языка
и создания полной системы числовых значений, выражаемых особыми графическими
символами для «единиц», «десяток», «сотен» и «тысяч» (2).
Эта «дополнительная часть» древнегрузинского
алфавита представлена в следующей последовательности графических символов
с выражаемыми ими фонетическими и числовыми значениями:
Таким образом, в «дополнительной» части древнегрузинского
алфавита помещаются графические символы и выражаемые ими звуковые единицы,
у которых не находится фонетических коррелятов в греческой системе и которые
с этой точки зрения оказываются специфически грузинскими звуками, не характерными
для греческого языка (3).
Легко видеть, что характер и состав «основной»
и «дополнительной» частей алфавитного ряда всецело зависят от характера
взятой за образец системы-прототипа. Конкретные фонетические характеристики
«основной» и «дополнительной» частей древнегрузинского алфавитного ряда
полностью мотивированы фонетическими характеристиками греческой парадигматической
системы; представленные в заключительной части древнегрузинского алфавита
звуковые единицы являются «специфически грузинскими», ввиду их нехарактерности
для звукового состава именно греческого языка. Эти же звуки могли оказаться
«фонетически схожими» (и в этом смысле не «специфически грузинскими»)
со звуками какой-либо другой системы, принятой за письменный прототип,
и поэтому попасть в «основную» часть алфавитного ряда. Так, например, в
случае использования семитской системы в качестве письменного образца при
составлении
древне-грузинской письменности такие грузинские звуки-фонемы, как [],
[с], [q]
и обозначающие их графические символы, у которых обнаруживаются фонетические
корреляты в семитских языках (в виде звуков, выражаемых знаками
, , ),
должны были бы оказаться среди графических символов
основной части, в пределах первых двадцати двух знаков, которые бы
отражали
систему старосемитской письменности.
В действительности старосемитская система
письма (вероятно, ее арамейская разновидность) могла быть использована
в процессе создания древнегрузинского алфавита в основном лишь при выделении
специфически грузинских звуков [],
[q], [c], [x]
и др., остававшихся неотождествленными на основании греческой системы,
и отнесении их к «дополнительной» части древнегрузинского алфавита. Такие
звуки могли быть выделены в грузинском и соответствующим образом выражены
с помощью графических символов на основании отождествления их с фонетически
схожими семитскими звуками [],
[q], [], [х].
В
случае грузинских qar
(фонет. знач. [q]) и
cil (фонет. знач. [c])
можно предположить и графическое влияние семитских символов
и
при оформлении соответствующих грузинских письменных знаков (ср. Церетели
1949). Однако несмотря на следы подобного влияния семитской письменности,
обнаруживаемые в отдельных графических символах «дополнительной» части
древнегрузинского алфавитного ряда и выражаемых ими звуковых единицах,
эта часть древнегрузинской письменности не была, очевидно, оформлена целиком
по образцу какого-либо одного определенного письменного прототипа.
Распределение графических символов и выражаемых
ими «специфически грузинских» звуков в этой части древнегрузинской письменности
следует определенному фонетическому принципу со звонкой аффрикатой []
в центре группы, с глухими придыхательными аффрикатами [с]
перед этой фонемой и (глухими) глоттализованными аффрикатами [с]
после нее. Далее следуют поствелярные согласные [х] и [q],
которые соотносятся с согласными ,
q, ,
завершающими «основную» часть алфавитного ряда. Всю эту группу согласных
завершает аффриката [] и выражающий
ее графический символ an,
за которым в алфавитном ряду следует символ hae,
являвшийся, очевидно, первоначально знаком-эписемоном «9.000», без
какого-либо конкретного фонетического значения:
Такое фонетически осмысленное распределение
звуковых единиц в «дополнительной» части древнегрузинского алфавита, не
имеющей определенного письменного прототипа, выдает знакомство со стороны
создателя древнегрузинской письменности с определенными принципами фонетической
классификации звуков.
В частности, распределение аффрикат в последовательности
[ cс]
(со звонкой аффрикатой -- в середине
и придыхательными и глоттализованными [непридыхательными] аффрикатами по
обе стороны от нее) может отражать фонетический принцип классификации звуков
у Дионисия Фракийского на
«густые»
(т. е. «придыхательные», лат. aspiratae: );
«голые», «простые» (т. е. «чистые непридыхательные», лат. tenues: )
и «средние» или «срединные»
(т. е. «звонкие», лат. mediae: ,
которые характеризуются как ,
«более густые, чем чистые [согласные], и более чистые, чем густые [т. е.
придыхательные»]. Именно такие характеристики обнаруживает звонкая аффриката
// в грузинском по отношению
к придыхательным аффрикатам [с],
с одной стороны, и непридыхательным (глоттализованным) аффрикатам [с],
с другой. Звонкая аффриката
//, являющаяся «средним»
или «срединным» согласным (),
была соответственно помещена в центре этой группы аффрикат (ср. Boeder
1975).
Любопытно, что и в основной части древнегрузинского
алфавита грузинские звонкие смычные [b d g ], как было отмечено
выше, отождествляются с греческими звонкими
(т. е. «срединными»,
(), грузинские придыхательные
[]
приравниваются к греческим придыхательным
(т. е. «густым», ), а грузинские
глоттализованные,
являющиеся фонетически непридыхательными согласными, сопоставляются с греческими
чистыми
(т. е. «непридыхательными», )
согласными .
<............................................>
_______________________________________________________________________________________
|