. Реферат Д. Н. Ляликова

на тему Р. Лифтон,

«Пережившие Хиросиму»

=========
R. Lifton
Death in life. Survivore of Hiroshima.

New York, 1967. 594 p.
=========

5. Идентификация с агрессором

 

При травматизации такого масштаба неизбежно вступает в действие защитный механизм, впервые описанный Анной Фрейд как «идентификация с агрессором»[13]. Это попытки вступить в контакт с самой враждебной силой, овладеть ею, сделавшись частью ее самой. Действие дан­ного механизма уже различимо в рассказах о необычайной красоте вставшего над Хиросимой многоцветного облака.

Те же попытки вступить в личные отношения с самой атомной бомбой или по крайней мере с ее всемогущей си­лой проявляются в манере наделять бомбу разного рода фамильярными кличками, иногда даже за счет регрессии до инфантильного уровня. Таково наименование бомбы на детском языке «пых-бум-бум» (яп. picadon-don), причем бывшие ближе к гипоцентру называли ее просто «пых», поскольку они не слышали взрывной волны.

Изобретателей этих, прозвищ можно считать за родо­начальников литературной школы дадаистов, возникшей в Хиросиме, что могло бы пролить свет и на истоки европей­ского дадаизма, получившего развитие после первой миро­вой войны.

Одно из самых впечатляющих описаний действия это­го механизма находим на страницах «Хиросимского дневника» д-ра Хашийи. Действие происходило в госпитале, когда там разнесся слух, что японцы сбросили атомную бомбу на США. Атмосфера мгновенно изменилась. Люди в Хиросиме улыбались впервые после 6 августа, некоторые запели патриотический гимн. Вновь пришедшие уже рассказывали подробности о гибели Лос-Анжелеса и Сан-Франциско. Даже умирающие вдруг нашли в себе силу подняться. Известие на какое-то время вдохнуло во всех новые, силы, позволив ощутить себя самих не только жертвами, но и частью всемогущей силы, контролирующей жизнь и смерть.

Еще более неожиданны приводимые Беттельхейном слу­чаи идентификации в нацистских лагерях. Среди заключен­ных находились такие, которые стремились подражать «манерам я языку охранников, перенимали нацистскую идеологию и даже нацепляли на себя детали эсесовской формы[14]. Это не­приемлемое для сознания отождествление себя с агрессо­ром не только обостряет чувство вины, но ведет и к ощу­щению фальши, неподлинности собственного существования.

<.........................................>

_________________________________________________________________________________

 

п