Реферат Д. Н. Ляликова

на тему Р. Лифтон,

«Пережившие Хиросиму»

=========
R. Lifton
Death in life. Survivore of Hiroshima.

New York, 1967. 594 p.

Библиографические примечания

[1] Существующая литература по этим вопросам (на англ. и яп. яз.) приводится

на с. 557-558 рассматриваемой книги Р. Лифтона.

[2] Ср. R. J. Lifton. Modern history and survival. New York, 1970.

[3] R. J. Lifton. The thought reform in China. New York, 1961.

[4] О такого рода скрытой связи между опытом второй мировой войны, атомной угрозой и движением «новых левых» Лифтон пишет в статье: Notes on a new history. The loung and the Old. – «Atlantic», 1969, v.224, Sept., Oct.

[5] См. рецензии в «American historical review», 1969. № 2; «Political science quarterly», 1969, № 3; «Encounter», 1969, № 1; «Atlantic», 1968, № 3; «Hewsweek», 1968, 19 Febr, «Saturday review», 1968, № 2.

[6] Тревога была вызвана двумя самолетами Б-29, которые должны были проверить состояние погоды над городом. Около 8.00 было объявлено о новых самолетах , направлявшихся к Хиросиме (один из которых нес атомную бомбу), но тревоги уже не объявлялось.

[7] Подобное явление наблюдается, например, на фронте, когда на довольно большом участке каждому из бойцов может казаться, что мина летит именно на непго. См. об этом эффекте M. Wolfenstein. Disaster. A psychological study. Glencoe, 1957, p. 51-56.

[8] E. D. Luby. An overview of psychosomatic disease, – «Psyehosomatics», 1963, p. 7.

[9] H. Searls. Schizophrenia and the inevitability of death. – «Psychiatric quarterly», 1961, v 35 p 632. Сходное состояние «жизни в самоубийстве» было описано Л. Фарбер (L. Farber. Despair and life of suicide. – «Review of existential psychology and psychiatry», 1962, v.2, p. 105-116. При этом мысли о самоубийстве обретают автономную жизнь и как бы делают сам акт излишним. Это могло бы быть поставлено в связь с относительной редкостью самоубийств среди «хибакуся» и жертв лагерей. Сам акт самоубийства есть магическая и отчаянная форма поиска овладения смертью или достижения символического бессмертия.

[10] Taijo Tajnamuro. Funeral buddhism.Tokyo,1963.

[11]  Имеются в виду прежде всего работы английского психоаналитика Дж. Баульби, показавшего, что неизжитые реакции горя, особенно в раннем возрасте, служат основой многих позднейших заболеваний. См., например, J. Bowlby. Grief and mourning in infancy and early childhood. – «Psychoanalytic study of the child», I960, v.15, p. 9-52.

[12] G. Engel. Is grief a mourning? – «Psychosomatic medicine», 1961, v.23, p.18-22.
[13]
A. Freud. Ego and the mechanics of defence. L., 1946.

[14] B. Bettelheim. The informed heart, Glencoe, 1960, p. 171-172.

[15] «New York Times», 1965, 10/11.

[16] См. Existence. Ed. by Rollo May, N. Y., 1960.

[17] Лат. hybris – гордыня, высокомерие.

[18] Автор здесь ссылается на работу Дж. Кембела о теме героя в мифологии (Y. Cambell. The hero with thousand faces, N. Y., 1956), оказавшей сильное влияние на Лифтона и всю его концепцию выживания.

[19] В следующей своей работе – «Революционное бессмертие» Лифтон демонстрирует действие паранойи выживания на примере Мао Цзэ-дуна (R. Y. Lifton. Revolutionary immortality. N. Y., 1968).

[20] G. Engel. A unitary concept of health and disease. – In: Perspectives in biology and medicine, 1960, v. 3, p. 450-485.

[21] Термин «формулировка» взят автором из работы Сусанны Лангер «философия в новом ключе» (The philosophy in the new key N. Y., 1951), где он относится, однако, вообще к построению внутренней системы символов, через которую осмысливается мир (что восходит в свою очередь к «философии символических форм» Э. Кассирера). В данной работе эта теоретическая сторона вопроса Лифтоном не затрагивается, См. его статью On death and death – symbolism. The Hiroshima disaster. – «Amer. Sholar», 1965, v. 34, spring, p. 257-272.

[22] Под «органическим знанием» автор понимает такое знание, которое сочетается с тесным опытом. Так, полным знанием действия атомной бомбы могут обладать только «хибакуся».

[23] В своей работе «Революционное бессмертие» (1968) автор придает такой же смысл концепции «перманентной революции».

[24] Петр Равич, автор книги о нацистском терроре (P. Ravich. Blood from the sky. N. Y., 1964).

[25] «Влечение к смерти», существование которого автор отрицал, возникает у него здесь в новой форме.

[26] Бывшие заключенные также сообщали о странном ощущении, что после освобождения с ними не произошло ничего реального. Здесь можно вспомнить и слова П. Равича: «ничего уже не имеет значения, кроме полноты свидетельства».

[27] Это многодневное пребывание в позе дза-дзэн, само требующее большой тренировки, способно отвечать сразу трем потребностям пережившего: психологическому непротивлению, ощущению своей миссии и идентичности с погибшими.

____________________________________________________________________________________

 

п