ГЛАВА ТРЕТЬЯ
.
 

4. Старославянская письменность 

     В славянском культурном мире начиная с IX в. н. э. появляются вполне оформившиеся оригинальные письменные системы, основанные на греческой системе письма. 
     Славянские письменные системы, именуемые «Глаголицей» и «Кириллицей», были изобретены для записи текстов на старославянском языке (1), на котором, в частности, началось богослужение в славянском христианском мире и создавалась первоначально славянская христианская литература. 

Таблица 7

Все это приписывается исторической традицией просветительской деятельности христианских миссионеров, первоучителей славян, братьев Константина (впоследствии  названного Кириллом, 827- 869 гг.) и Мефодия (ум. в 885 г.) (2). 
     Старославянская Глаголица берет начало, по всей видимости, от минускульной греческой письменности IX в., что проявляется в греческом  построении глаголического алфавита, в парадигматике знаков, отражающей по существу греческую последовательность. Парадигматика системы-прототипа нарушается лишь в нескольких местах вследствие вставки в нее ряда знаков, выражающих собственно славянские звуки (3). 
     Это в свою очередь вызывает некоторое смещение числовых значений, выражаемых соответствующими знаками в старославянской системе, по сравнению с системой греческого прототипа. 
     Поскольку количество звуковых единиц старославянского языка значительно превосходило число греческих фонем, было необходимо создать целую группу дополнительных знаков для выражения таких «специфически» славянских звуков. В соответствии с этим, число знаков во вновь создаваемой письменности, которая одновременно должна была выражать и систему числовых значений, не должно было быть меньше 9 х 4 = 36 (для обозначения отдельными знаками «единиц», «десяток», «сотен» и «тысяч»), и именно 9 х 4 = 36 графических символов содержала первоначально старославянская Глаголица. Последние девять знаков алфавитного ряда были использованы в качестве числовых символов, выражавших «тысячи» (см. Таблицу 8). 
     Графическую специфику глаголического письма создает то, что знаки греческого минускульного курсива представлены здесь в синтагматике как изолированные графические символы. Вместе с тем, символы Глаголицы по сравнению с соответствующими знаками греческого минускульного письма носят на себе печать графической модификации их создателя, что формально отдаляет их от греческих прототипов. Начертание чрезвычайно сложных и замысловатых знаков глаголической письменности, со множеством завитков и петель, настолько своеобразно, что некоторым исследователям оно представляется плодом самостоятельного оригинального творчества Константина-Кирилла (ср. Георгиев1952). 
     Не подлежит сомнению, что создатель Глаголицы произвел умышленно графическую модификацию и стилизацию исходных греческих письменных знаков, возможно, с той целью, чтобы скрыть зависимость вновь создаваемой письменности от греческой и создать впечатление полной независимости и оригинальности нового национального письма (ср. Фортунатов 1913:13). 

Таблица 8

     Однако графической основой всех таких знаков Глаголицы должно было послужить греческое минускульное письмо с характерными для скорописи курсивными графическими символами. 
     В случае ряда глаголических букв, относящихся к добавочной части алфавитного ряда и не имеющих греческих графических прототипов, можно предположить влияние некоторых других, в основном восточных, графических образцов. Так, например, в качестве графических прототипов глаголических букв  и 
предполагаются коптские знаки 

aj и , для глаголического  c - дp.-eвp. и др. (Фортунатов 1913:19). Создатель Глаголицы обнаруживает фонетические эквиваленты таких старославянских звуков, отсутствующих в греческом, в целом ряде восточных языков и сообразно с этим заимствует знаки, выражающие эти звуки, из соответствующих письменностей. 
     Названия знаков глаголического алфавита создаются целиком на оригинальной почве отбором определенных славянских слов по акрофоническому принципу, т. е., таких слов, начальная фонема которых совпадает со звуковыми единицами, выражаемыми соответствующими письменными знаками: аz, buki, glagol, dobro
и т. д. 
     Такое наименование знаков письменной системы совпадает с принципом, характерным для германских рун и готского письма (ср. Schwyzer 1931:198), а также с принципом наименования графических символов письменной системы, предполагаемым и для старосемитского письма - см. выше: Примечания №2 (3)
     В отношении начертания знаков более ясен второй вид старославянской письменности, известный под названием Кириллицы (см. Таблицу 7). Из 43 знаков этого алфавита 24 буквы повторяют графические символы унциального греческого письма IX-Х вв. с соответствующими фонетическими значениями. Символ для гласной и в соответствии с греческим прототипом представляет собой комбинацию знаков OY. По сравнению с греческим прототипом графической инновацией являются лигатуры
i + a = [ ja], i + e = [ je], i + o = [ ju]. 
     Несколько знаков, обозначающих специфически славянские звуки, т. е. , сt и др., были заимствованы с определенными графическими упрощениями, по-видимому, из глаголической письменности (ср. Trubetzkoy 1954:38 и след.). 
     Каково соотношение между этими двумя разновидностями старославянского письма? Историческая традиция приписывает создание оригинальной славянской письменности братьям Константину-Кириллу и Мефодию. Согласно наиболее распространенному мнению, Константин-Кирилл должен был создать именно Глаголицу как совершенно оригинальную славянскую письменность, опираясь на греческий письменный прототип и заимствуя целый ряд знаков из различных восточных письменностей. Обширное филологическое образование Константина-Кирилла, Философа и первоучителя славян, его лингвистическая эрудиция делают понятными те связи, которые Глаголица обнаруживает с греческой системой письма и с целым рядом восточных письменностей (ср. Dornik1970:103). 
     Созданная Константином-Кириллом  графически сложная и замысловатая глаголическая письменность уступает место другой, графически более совершенной разновидности старославянской письменности, так называемой Кириллице, с геометрически простой формой букв, опирающихся на графику греческого унциального письма. Эта вторая разновидность старославянской письменности, с некоторыми графическими преобразованиями (ср. Иcтрин1961: 307 и след.), представлена в виде современного русского алфавита и других письменностей, основанных на русской графике. 

<............................................>

_______________________________________________________________________________________
п